Место Тайваня в противоборстве США и Японии с Китаем
Место Тайваня в противоборстве США и Японии с Китаем
Аннотация
Код статьи
S013128120013881-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Гордеева Ирина Викторовна 
Должность: Доцент Школы востоковедения
Аффилиация: Научный исследовательский университет Высшая школа экономики
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
7-20
Аннотация

- роли Тайваня в усиливающемся противоборстве США и Японии с Китаем за влияние в АТР. Отмечается, что Вашингтон и Токио намерены и дальше препятствовать воссоединению Тайваня с КНР, что серьезно усилило бы позиции Китая на Тихом океане. При администрации Д. Трампа США заметно активизировали поддержку Тайваня как в сфере расширения официальных по своей сути связей Тайбэя, так и снабжения его американским вооружением. В целом вырисовывается выработанная Вашингтоном и Токио (и согласованная с Тайбэем) линия на закрепление де-факто независимого существования Тайваня. Пекин же ясно заявляет, что применит необходимые средства, для того чтобы отстоять территориальную целостность КНР в рамках принятой концепции «одна страна — две системы».

Ключевые слова
Тайвань, курс Вашингтона и Токио, закрепление де-факто независимого существования Тайваня, реакция Пекина
Классификатор
Получено
16.02.2021
Дата публикации
01.03.2021
Всего подписок
22
Всего просмотров
2212
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2021 год
1 С усилением противоборства США и Японии с Китаем за преобладающее влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе существенно возросла роль Тайваня с его значительным экономическим, военно-технологическим потенциалом и 23 миллионным, высокообразованным населением1.
1. По данным Всемирного банка, в 2019 г. ВВП Тайваня составил 605 млрд долл. World Gold Council, August 2020. URL: https://tradingeconomics.com/taiwan/gdp (дата обращения: 14.09.2020).
2 Тайвань является важной частью контролируемой Соединенными Штатами и Японией так называемой первой линии островной цепи (от о. Хоккайдо до Малайского архипелага), обеспечивающей безопасность морских артерий, по которым идет снабжение энергетическими и иными ресурсами Японии и других американских союзников в Восточной Азии, и ограничивающей свободный доступ китайских ВМС в Тихий океан2.
2. Малаккский пролив является основной морской транспортной артерией, соединяющий Индийский и Тихий океаны. Через пролив проходит подавляющая часть поставок морскими путями жизненно важной продукции для стран Восточной Азии, в первую очередь нефти, сжиженного газа и др. URL: https://www.oilexp.ru/news/world/malakkskij-proliv-klyuchevoj-punkt-transportirovki-nefti-mezhdu-indijskim-i-tikhim-okeanami/125170/(дата обращения: 16.09.2020).
3 Значение Тайваня еще больше возрастает в связи с так называемой морской стратегией Китая выдвинутой на XVIII съезде КПК (ноябрь 2012 г.) задачей превращения КНР в «морскую державу». В случае присоединения Тайваня, считают в Вашингтоне и Токио, позиции Китая на Тихом океане многократно усилятся, серьезно нарушив сложившуюся в регионе стратегическую конфигурацию. Остров стал бы мощной базой для действий китайских ВМС в регионе.
4 С началом в 1950 г. Корейской войны США и действовавшая вместе с ними Япония воспрепятствовали освобождению Тайваня победившим в гражданской войне в Китае новым государством — КНР, имевшей все права на остров согласно международным правилам правопреемства (по условиям Каирской и Потсдамской деклараций гоминьдановский Китай вступил во владение островом в октябре 1945 г.).
5 Не способствовал решению тайваньской проблемы разработанный Вашингтоном и его союзниками без участия Китая и СССР и подписанный 8 сентября 1951 г. Сан-Францисский мирный договор. В нем лишь указывалось, что «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Формозу и Пескадорские острова»3, но не было зафиксировано, к кому должны были отойти эти территории, какова должна была быть дальнейшая форма их существования, что обеспечивало США и их партнерам свободу рук в ситуации с Тайванем в зависимости от дальнейшего развития событий.
3. Treaty of Peace with Japan. Signed at San Francisco, 8 September 1951. URL: http://www.taiwandocuments.org/sanfrancisco01.htm (дата обращения: 23.09.2020).
6 Вопрос не был решен и после установления 1 января 1979 г. дипломатических отношений между США и КНР. Сразу после этого шага Конгресс США принял вступивший в силу 10 апреля 1979 г. так называемый Закон об отношениях с Тайванем, который гласил: «Решение Соединенных Штатов установить дипломатические отношения с Китайской Народной Республикой базируется на ожидании, что будущее Тайваня будет определено мирным путем». В нем предписывалось «считать любые попытки определить будущее Тайваня иными, чем мирными средствами, включая бойкот или эмбарго, как угрозу миру и безопасности в западной части Тихого океана и как источник серьезного беспокойства для США». За Соединенными Штатами закреплялось право «снабжать Тайвань оружием оборонительного характера», «поддерживать способность Соединенных Штатов противодействовать любому применению силы или других форм принуждения, которые поставили бы под угрозу безопасность либо социальную или экономическую систему народа Тайваня»4.
4. Taiwan Relations Act. Public Law 96–8 96th Congress. URL: https://www.ait.org.tw/our-relationship/policy-history/key-u-s-foreign-policy-documents-region/taiwan-relations-act/(дата обращения: 10.09.2020).
7 В то же время, США не взяли на себя, в отличие, например, от ситуации с архипелагом Сэнкаку, на который распространено действие американо-японского Договора о взаимной безопасности, прямых обязательств о защите Тайваня своими вооруженными силами. Тем не менее, всякий раз, когда Пекин предпринимал попытки начать операцию по освобождению Тайваня (кризисы 1954 г., 1958 г., 199596 гг.), США направляли в район Тайваньского пролива свои авианосные соединения.
8 Хотя ведущую роль в обеспечении безопасности Тайваня, недопущении перехода этого важного в стратегическом отношении острова к КНР играют Соединенные Штаты, нельзя недооценивать влияние на тайваньскую ситуацию Японии — ближайшего союзника США, имеющую собственные крупные интересы в связи с Тайванем. Свою роль играет и колониальное прошлое Тайваня, пятьдесят лет (18951945 гг.) находившегося под японским контролем по Симоносекскому договору 1895 г. Поддерживается значительный объем японо-тайваньских связей на неправительственной основе. В последние годы достигнуты договоренности между Вашингтоном и Токио о расширении американо-японского военного взаимодействия в обеспечении безопасности региона далеко за пределами японской территории, охватывая и регион Тайваня.
9 В частности, согласно подписанным между США и Японией 23 сентября 1997 г. так называемым Руководящим принципам двустороннего сотрудничества в области обороны, предусматривающим значительное расширение рамок американо-японского военного взаимодействия, роль Японии в случае «резкого изменения обстановки» в районах, окружающих ее, заключалась в оказании всесторонней помощи войскам США в тыловом обеспечении5.
5. The Guidelines for Japan-U.S. Defense Cooperation. September, 23 1997. URL: http://www.mofa.go.jp/region/n-america/us/security/guideline2.html (дата обращения: 20.09.2020).
10 В то же время, в отличие от США, Япония вынуждена проявлять в тайваньских делах особую осторожность как в силу ограничительных статей японской конституции, так и, главным образом, не желая обострять отношения с Пекином. Токио стремится уходить от каких-либо обязывающих заявлений по Тайваню, ограничиваясь подтверждением касающихся острова положений в совместных заявлениях с КНР. Как подчеркивается, «Япония твердо исходит из того, что решение тайваньской проблемы должно осуществляться путем диалога сторон пролива и выступает за его скорейшее возобновление»6. В Токио неодобрительно высказались (по неофициальным каналам) относительно заявлений пришедшего в 2000 г. к власти президента Чэнь Шуйбяня в пользу проведения общественного референдума и выработки новой конституции Тайваня. Это «вызвало ненужную напряженность в отношениях между КНР и Тайванем»7.
6. Statement by the Minister for Foreign Affairs of Japan on the Presidential election in Taiwan. January 14, 2012. URL: http://www.mofa.go.jp/announce/2012/1/0114_01.html (дата обращения:18.08.2020).

7. Ба Дяньцзюнь. Исследование политики Японии в отношении Тайваня после окончания холодной войны. Пекин, Издательство Цзючжоу. 2010. С. 101.
11 Пекин подверг «Руководящие принципы» резкой критике, указывая, что действия США и Японии направлены на «сдерживание» Китая и являются инструментом «американского доминирования и японского милитаризма». Еще большее раздражение Пекина вызвало указание (в совместном коммюнике от 19 февраля 2005 г. американо-японского Консультативного комитета по безопасности) на то, что одной из стратегических целей США и Японии является «мирное решение путем диалога вопросов, касающихся Тайваньского пролива»8.
8. Japan Ministry of Defense, 2006, p. 221–2223. URL: https://www.mod.go.jp/epubl/w_paper/pdf/2006/4–2–1.pdf (дата обращения: 20.09.2020).
12 Ответом Пекина на указанные шаги стало принятие 14 марта 2005 г. на сессии ВСНП Закона о противодействии расколу государства9. Закон носил комплексный характер и представлял собой развернутую позицию КНР по тайваньскому вопросу. В статье 1 Закона указывалось, что он был принят с целью воспрепятствовать отделению Тайваня от Китая усилиями раскольников, действующих во имя «независимости Тайваня». В документе также говорилось, что в мире есть только один Китай, к которому принадлежат и материк, и Тайвань (отсутствовали, что важно, особенно раздражавшие Тайбэй констатации, что Тайвань — это часть КНР, китайская провинция).
9. Закон о противодействии расколу государства. URL: http://news.xinhuanet.com/newscenter/2005–03/14content_2694168.htm (дата обращения: 12.09.2020).
13 В законе также подчеркивалось, что национальное воссоединение внутреннее дело Китая, не терпящее вмешательства со стороны внешних сил. Делался особый упор на мирные методы объединения страны, после которого Тайвань может сохранять системы, отличающиеся от систем на материке, и пользоваться высокой степенью автономии. Отмечалось, что мирное воссоединение может быть достигнуто путем консультаций и переговоров на базе равенства двух сторон Тайваньского пролива.
14 В то же время в ст. 8 указывалось, что «в случае если раскольнические силы на Тайване, выступающие под флагом «независимости Тайваня», будут действовать — под любым именем или любыми средствами — в направлении отделения Тайваня от Китая, либо произойдут крупные инциденты, повлекшие отделение Тайваня от Китая, либо же возможности для мирного объединения будут полностью исчерпаны, государство применит немирные методы и другие необходимые меры для защиты суверенитета и территориальной целостности Китая».
15 С развернутым Соединенными Штатами тотальным наступлением на позиции Китая после прихода к власти администрации Д. Трампа не остался в стороне и Тайвань. Взятый Вашингтоном курс ясно свидетельствует, что США намерены усилить поддержку Тайбэя как в сфере расширения, по сути, официальных, связей, так и снабжения его американскими вооружениями. В качестве примера для его азиатских соседей продвигаются оценки Тайваня как «процветающего, стабильного, демократического общества».
16 Политика США осуществляется при тесной координации с Токио и тайваньским руководством, где у власти основательно закрепилась Демократическая прогрессивная партия (ДПП) с ее установками на независимое от Пекина существование острова (на состоявшихся в январе 2020 г. на Тайване президентских выборах вновь уверенно победила лидер ДПП Цай Инвэнь, начавшая свой второй срок пребывания у власти).
17 Сильнейшее раздражение в Пекине вызвал телефонный разговор в 2016 г. Цай Инвэнь (по инициативе тайваньской стороны) с избранным президентом США Д. Трампом. До этого ни один лидер США, после установления в 1979 г. дипломатических отношений с КНР, не вступал в прямые контакты с тайваньскими руководителями.
18 Протесты Пекина вызвало и официальное поздравление госсекретарем М. Помпео (11 января 2020 г.) «президента Цай Инвэнь» с избранием на второй срок, в котором американский госсекретарь — в пику Пекину всячески превозносил Тайвань как образцовую демократию и выражал благодарность тайваньскому лидеру за ее усилия, направленные на установление прочного партнерства с Соединенными Штатами. Мы не просто партнеры, подчеркнул Помпео, а члены одного и того же сообщества демократий10.
10. Press statement. Michael Pompeo. January 11, 2020. URL: https://www.state.gov/on-taiwans-election/(дата обращения: 05.09.2020).
19 США осуществили и конкретные шаги, выходящие за рамки устоявшихся отношений с Тайбэем. В 2018 г. был принят Акт о посещении Тайваня (Taiwan Travel Act), разрешающий визиты на Тайвань американских официальных лиц высокого уровня и наоборот. Продолжаются поставки Тайваню американского оружия. По данным Министерства обороны США, американские военные продажи Тайбэю составили с 2010 по 2020 г. 23 млрд долл.11. В частности, сообщается о возможных продажах Тайваню усовершенствованных истребителей F-16C/D на сумму 8 млрд долл., танков M1A2 Abrams, ПЗРК FIM-92 Stinger и сопутствующего оборудования на сумму 2,2 млрд долл.12, а также торпед MK-48 Mod6 AT на сумму 180 млн долл. Появились сведения о намерении США продать Тайваню крылатые ракеты наземного базирования и новейшие беспилотники. Участились заявления со стороны представителей правых кругов США о том, что пора бы Тайваню стать «независимым государством».
11. U.S. Office of the Secretary of Defense. Military and security development involving the People’s Republic of China 2020. Annual report to Congress. URL: https://media.defense.gov/2020/Sep/01/2002488689/-1/-1/1/2020-DOD-CHINA-MILITARY-POWER-REPORT-FINAL.PDF (дата обращения: 10.09.2020).

12. США одобрили продажу Тайваню оружия. URL: https://rg.ru/2019/07/09/ssha-dobrili-prodaxhu-tajvaniu-oruzhia-na-22-milliarda-dollarov.html (дата обращения: 03.09.2020).
20 Особое недовольство Пекина вызвали последние масштабные шаги администрации по налаживанию связей с Тайванем на высоком официальном уровне. В рамках Акта о посещении Тайваня и в нарушение ранее взятых на себя Вашингтоном обязательств не осуществлять такие связи на Тайване 912 августа 2020 г. побывал министр здравоохранения США А. Азар — первый визит такого уровня после разрыва США дипломатических отношений с Тайванем и установления их с КНР.
21 Однако наиболее сильный резонанс и протесты Пекина вызвал визит на Тайвань 1719 сентября 2020 г. заместителя госсекретаря по вопросам экономического роста, энергетики и окружающей среды К. Крача формально, как указывалось в пресс-релизе Госдепартамента, для участия в церемонии похорон бывшего президента Тайваня Ли Дэнхуэя13. Но в действительности это был полномасштабный официальный визит для ведения переговоров с тайваньской стороной по широкому кругу вопросов. В состав делегации входили: помощник госсекретаря по вопросам демократии, прав человека и труда Р. Дестро, помощник госсекретаря по вопроса глобальных рынков Я. Стеф, бывший помощник министра обороны по вопросам безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе Р. Шривер и др. Состоялись встречи американской делегации практически со всеми наиболее важными руководителями Тайваня — президентом, вице-президентом, премьер-министром, министром экономики, министром иностранных дел и др.14.
13. Under Secretary Keith Krach’s Travel to Taiwan. Press Statement. September 16, 2020. URL: https://state.gov/under-secretary-keith-krachs-travel-to-taiwan/(дата обращения: 19.09.2020).

14. U.S. diplomat Keith Krach meets Taiwanese leaders. 18.09.2020. URL: https://ww.scmp.com/news/china/diplomacy/article/3102162/us-diplomat-keith-krach-meets-taiwanese-leaders-new-dialogue (дата обращения: 19.09.2020).
22 Одной из главных целей поездки К. Крача на остров явилось обсуждение вопросов, связанных с подготовкой торгового соглашения США с Тайванем, что также вызвало острое недовольство Пекина15. По сообщениям японской прессы, тайваньская сторона также выразила сильное желание заключить с США соглашение о свободной торговле16.
15. China warns US of “serious damage” to ties over economic talks in Taiwan // Taiwan News. 16.09.2020. URL: https://www.taiwannews.com.tw/en/news/4009974 (дата обращения: 19.09.2020).

16. Нихон кэйдзай симбун. 18.09.2020 URL: https://www.nikkei.com/article/DGXMZO64079140Y0A910C2EA4000/(на яп.яз.)
23 В связи с указанным визитом американского заместителя госсекретаря Китай, помимо резких протестов, провел начиная с 18 сентября военные учения в зоне Тайваньского пролива. В частности, бомбардировщики, истребители, противолодочные самолеты китайских ВВС неоднократно пересекали так называемую срединную линию, разделяющую Тайваньский пролив, и приближались к побережью острова. По этому поводу госсекретарь М. Помпео заметил с сарказмом: «Мы отправили делегацию на поминки, а Китай ответил «военным бахвальством»»17.
17. Помпео назвал «военным блефом» учения КНР близ Тайваня в ответ на визит своего зама. Интерфакс. 18.09.2020. URL: https://www.interfax.ru/world/727674 (дата обращения: 19.09.2020).
24 В ходе брифинга 18 сентября официальный представитель Министерства обороны КНР Жэнь Гоцян заявил, что предпринятые Китаем действия в нынешней ситуации с Тайванем «направлены на защиту национального суверенитета и территориальной целостности государства». Те, кто играет с огнем, сказал он, могут доиграться до того, что сожгут сами себя. «У китайской армии достаточно сил, средств и решимости, чтобы отстоять суверенитет страны, не допустить объявления Тайванем независимости и иностранного вмешательства во внутренние дела КНР»18.
18. Минобороны Китая предупредило США и Тайвань об опасности игры с огнем. 18 сентября 2020. URL: https://www.interfax.ru/world/727529 (дата обращения: 25.09.2020).
25 Помимо заявления протестов в связи с резким наращиванием американских военных продаж Тайваню, Пекин предупредил о возможном введении санкций в отношении ряда крупнейших американских компаний-производителей предназначенных для продажи Тайваню оружейных систем.
26 Развитие событий в Азиатско-Тихоокеанском регионе побуждает Токио вносить важные коррективы в свою политику на тайваньском направлении, все больше солидаризируясь с Вашингтоном в вопросах обеспечения безопасности Тайваня, недопущения решения вопроса силовым путем.
27 11 января 2020 г. министр иностранных дел Японии Т. Мотэги выступил со специальным заявлением, в котором от имени правительства Японии приветствовал «спокойное (smooth) проведение демократических выборов» на Тайване и поздравил Цай Инвэнь с ее «очередной победой». Указывалось также, что правительство Японии будет работать над дальнейшим углублением сотрудничества и обменов между Японией и Тайванем19. Недовольство Пекина вызвало посещение церемонии прощания с Ли Дэнхуэем бывшим премьер-министром Японии Ёсиро Мори. 18 сентября в президентском офисе в Тайбэе с ним встретилась Цай Инвэнь. По словам Мори, обе стороны «ценят свободу, демократию и свободную экономику, имеют общую философию». Япония будет работать и дальше «в интересах развития и углубления отношений сторон во всех направлениях»20.
19. Result of the Presidential Election in Taiwan (Statement by Foreign Minister Motegi Toshimitsu) January 11, 2020. URL: https://www.mofa.go.jp/press/release/press4e_002752.html (дата обращения: 12.01.2020).

20. Нихон кэйдзай симбун. 18.09.2020. URL: https://www.nikkei.com/article/DGXMZO64075460Y0A910C2EA4000/.
28 Представляют интерес оценки значения для Японии отношений с Тайванем в так называемых Голубых книгах японской дипломатии за 2019 и 2020 г.
29 Если в Книге за 2019 г. указывалось, что Тайвань является для Японии «ценным (crucial) партнером и важным другом», с которым Япония «разделяет фундаментальные ценности»21, то в Книге за 2020 г. Тайвань назван «чрезвычайно ценным партнером и важным другом», рассмотрению отношений с ним уделено намного больше места, чем в соответствующих Книгах за предыдущие годы22.
21. Diplomatic Bluebook 2019. Chapter 2. Japan’s Foreign Policy that takes a Panoramic Perspective of the World Map. 1. Asia and Oceania. URL: https://www.mofa/go.jp/fp/pp/page22e_000929.html (дата обращения: 20.08.2020).

22. Diplomatic Bluebook 2020. Chapter 2. Japan’s Foreign Policy that takes a Panoramic Perspective of the World Map. Section 1. Asia and Oceania. URL: https://www.mofa.go.jp/files/100105301.pdf (дата обращения: 21.10.2020).
30 Отмечено, что в 2019 г. Тайвань посетили 4,89 млн японских граждан. Между неофициальными представительствами сторон подписано несколько новых меморандумов о сотрудничестве (в сферах охраны окружающей среды, взаимной охраны патентов, обменов документацией по проектам в области промышленности, сотрудничестве в сфере импорта-экспорта органических продуктов питания). Достаточно бескомпромиссный курс Тайбэй проводит с приходом к власти Демократической прогрессивной партии (ДПП). Цай Инвэнь в своей инаугурационной речи 20 мая 2020 г. ясно заявила: «Мы не примем используемую пекинскими властями формулу «одна страна, две системы» для того чтобы принизить (downgrade) Тайвань и подорвать статус-кво в отношениях через пролив». Мы твердо придерживаемся этого принципа, подчеркнула она. Наряду с обычным официальным названием Тайваня — «Китайская Республика» Цай Инвэнь употребила формулу «Китайская Республика (Тайвань)». По ее словам, тайваньская сторона «готова вести диалог с Китаем и осуществить больше конкретных вкладов в региональную стабильность. Но я хотела бы вновь повторить слова «мир, равенство, демократия и диалог»». В целом же речь тайваньского лидера была достаточно сдержанной. Было подчеркнуто, что «обе стороны должны найти пути сосуществования в течение длительного времени, предотвратить усиление антагонизма и разногласий»23.
23. Inaugural address of ROC 15th- term President Tsai Ing-wen. May 20, 2020. URL: https://english.president.gov.tw/News/6004 (дата обращения: 13.09.2020).
31 Ужесточению позиции Тайбэя способствовали события в Гонконге, принятие Пекином Закона об обеспечении национальной безопасности Гонконга, что расценивается в тайваньских (и западных) источниках как чуть ли не «конец гонконгской автономии». Усилились опасения, что подобная участь ожидает и Тайвань в случае его воссоединения с материком. Особенно сильны подобные настроения, стремление сохранить независимое существование Тайваня среди молодежи.
32 В результате проводимой тайваньскими властями линии на де-факто независимое существование Тайваня (но без призывов к объявлению независимости), отказа администрации Цай Инвэнь от так называемого Консенсуса 1992 года (признание обеими сторонами формулы «одного Китая» при собственной интерпретации этого понятия каждой из сторон) и проч., значительно усилилась напряженность в отношениях между Пекином и Тайванем. Сократились объемы торговли и поток китайских туристов на Тайвань. Тайваньские предприниматели выводят свои предприятия с территории Китая. Давно не действует установленный ранее механизм связей между двумя сторонами Ассоциация (КНР) по связям через Тайваньский пролив (АРАТС) и тайбэйский Фонд развития связей между двумя сторонами Тайваньского пролива (СЕФ). Стороны обмениваются резкими выпадами друг против друга. Пекин активизировал свою линию на международную изоляцию Тайваня, сумел перетянуть на свою сторону еще целый ряд малых государств, ранее поддерживавших дипломатические отношения с Тайбэем. В результате на данный момент число таких стран сократилось до 15 (на семь стран стало меньше за период нахождения у власти администрации Цай Инвэнь).
33 В этой связи показательно принятие американским конгрессом 26 марта 2020 г. так называемого Акта о международной инициативе по защите и усилению союзников Тайваня, предусматривающего поддержку Соединенными Штатами дипломатических связей Тайваня с другими странами, участия острова в работе тех международных организаций, где нет условия об обязательном «государственном статусе» той или иной страны. Обратила также на себя внимание использованная в Акте формулировка о Тайване как «свободной, демократической и процветающей стране (nation)»24.
24. Taiwan Allies International Protection and Enhancement Initiative. URL: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/senate-bill/1678/text (дата обращения: 17.10.2020).
34 Таким образом, вырисовывается выработанная Вашингтоном и Токио (и согласованная с Тайбэем) нынешняя линия в тайваньском вопросе на закрепление де-факто независимого существования Тайваня на базе существующего статус-кво в Тайваньском проливе. В то же время, судя по американским и японским заявлениям, ни США, ни Япония, не желая раздражать Пекин, не собираются менять зафиксированные в совместных коммюнике с КНР формулировки относительно статуса Тайваня, включая принцип «одного Китая» (но Тайвань — не часть КНР, а одна из двух частей Китая), продолжают пресекать попытки Тайбэя провозгласить формальную независимость Тайваня.
35 Хотя, как отмечалось, число стран, сохраняющих дипломатические отношения с Тайванем, в последнее время значительно сократилось, не следует забывать, что Тайбэй поддерживает неофициальные связи практически со всеми основными странами мира через многочисленные неправительственные офисы и организации, открытые на Тайване и в соответствующих странах мира. Многие из них учредили на острове свои неофициальные представительства, действующие под различными названиями. В свою очередь Тайбэй открыл свои неофициальные представительства, укомплектованные опытными работниками, буквально по всему миру. Тайвань является членом ряда важных международных организаций экономического характера — ВТО (под названием «отдельная таможенная территория Тайвань, Пэнху, Цзиньмэнь и Мацзу»), АТЭС, АБР («Китайский Тайбэй»), принимает участие в Олимпийских играх (под олимпийским флагом и названием «Китайский Тайбэй»). При поддержке США Тайбэй активно добивается установления связей с такими организациями, как ВОЗ, ИКАО, Интерпол, но этому препятствует Пекин.
36 Представляет интерес развернувшаяся дискуссия между ведущими американскими экспертами по тайваньской проблеме относительно возможных действий Вашингтона в сложившейся сейчас обстановке (см. недавние номера журнала Foreign Affairs).
37 Тон задала статья Р. Хаасса (президент влиятельного Совета по международным отношениям) и Д. Сакса в сентябрьском номере журнала за 2020 г. «Пора положить конец неопределенности в американской поддержке Тайваня»25. Основной смысл предложений авторов сводится к тому, что «пришло время для США начать проводить политику стратегической ясности, дав определенно понять, что США ответят на любое применение Китаем силы против Тайваня».
25. Ричард Хаасс, Давид Сакс. «Двусмысленности США в вопросе Тайваня пора положить конец» // Foreign Affairs. 2 сентября, 2020. URL: https://regnum.ru/news/polit/3052096.html (дата обращения: 06.09.2020).
38 В следующем номере журнала (сентябрь/октябрь 2020 г.) свое мнение выразила целая группа американских экспертов (Б. Глазер, М. Мазар, М. Гленнон), заявивших о своем несогласии с мнением Р. Хаасса и Д. Сакса)26. В приводимой авторами аргументации указывалось, что взятие на себя Соединенными Штатами обязательства применить силу в случае военной акции Пекина против Тайваня было бы весьма опасным и вообще ненужным при данных обстоятельствах по следующим причинам: прямое обязательство США может спровоцировать Пекин на немедленную акцию, не дожидаясь, пока Вашингтон подготовит необходимую для обороны Тайваня группировку; достаточно уже имеющихся обязательств по Закону об отношениях с Тайванем 1979 г. К тому же на данный момент нет свидетельств о готовящемся нападении Китая на Тайвань. Прямое обязательство США может спровоцировать провозглашение радикальными элементами на Тайване независимости острова в надежде на американскую помощь. Все эксперты, однако, согласились с необходимостью сосредоточить усилия США на укреплении собственных оборонительных способностей Тайваня.
26. Dire Straits. Should American Support for Taiwan Be Ambiguous?// Foreign Affairs. September/October 2020. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2020–09–24/dire-straits?utm_medium=newsletters&utm_source=twofa&utm_campaign=The%20Transformation%20of%20Diplomacy&utm_content=20200925&utm_term=FA%20This%20Week%20-%20112017 (дата обращения: 01.10.2020).
39 Важное значение имеет рассмотрение сложившегося на настоящий момент соотношения сил в Тайваньском проливе. И американские, и японские источники считают, что за последние десятилетия оно существенно изменилось в пользу КНР. Китай сосредоточил свои основные вооруженные силы в регионе Восточной Азии, в том числе в прилегающей к Тайваню зоне. Так, по данным Министерства обороны США, в 2019 г. военные расходы Китая составили 174 млрд долл., а Тайваня — 10,9 млрд долл. (то есть, китайские расходы превысили тайваньские в 15 раз). В действительности же, как указывается, реальные военные расходы КНР намного больше, поскольку, согласно китайской статистике, в их сумму не включаются расходы на исследования (R&D) и закупку иностранных вооружений27. В августе 2019 г. тайваньское руководство поставило цель увеличить военные расходы на 5,2% до 11,6 млрд долл. Поступающие сведения, однако, говорят о том, что в условиях пандемии «ковид-19» Тайбэю вряд ли удастся реализовать эту задачу.
27. U.S. Office of the Secretary of Defense. Military and security development involving the People’s Republic of China 2020. Annual report to Congress. URL: https://media.defense.gov/2020/Sep/01/2002488689/-1/-1/1/2020-DOD-CHINA-MILITARY-POWER-REPORT-FINAL.PDF (дата обращения: 10.09.2020).
40 Несоизмеримы вооруженные силы сторон. Китайские сухопутные силы насчитывают 1,03 млн человек (412 тыс. в Восточном и Южном регионе), а Тайваня — 88 тыс. (общее же количество тайваньских военных на действительной военной службе составляет, по американским данным, примерно 175 тыс. человек — при наличии крупных хорошо подготовленных резервов)28.
28. U.S. Office of the Secretary of Defense. Military and security development involving the People’s Republic of China 2020. Annual report to Congress. URL: https://media.defense.gov/2020/Sep/01/2002488689/-1/-1/1/2020-DOD-CHINA-MILITARY-POWER-REPORT-FINAL.PDF (дата обращения: 10.09.2020).
41 Значительно возросли и усилились китайские ВМС, а также ВВС, основной парк которых представляют новейшие самолеты. Китай располагает в данном регионе 250 бомбардировщиками. У Тайваня нет ни одного, но упор тайваньской стороной делается на высокоэффективные современные истребители (400), мощные средства ПВО, значительное количество артиллерии различных систем. Постоянно растет парк китайских межконтинентальных ракет, ракет меньшей и средней дальности, оперативно-тактических ракет, которые легко покрывают всю территорию Тайваня29.
29. U.S. Office of the Secretary of Defense. Military and security development involving the People’s Republic of China 2020. Annual report to Congress. URL: https://media.defense.gov/2020/Sep/01/2002488689/-1/-1/1/2020-DOD-CHINA-MILITARY-POWER-REPORT-FINAL.PDF (дата обращения: 10.09.2020).
42 В рамках региона Китаем создан Командный центр по проведению совместных операций (JOCC). Увеличилось количество китайских военных учений в зоне Тайваньского пролива, отрабатывается взаимодействие между различными родами войск на случай военных действий в регионе, регулярно совершаются облеты Тайваня китайской военной авиацией.
43 Особое беспокойство Вашингтона и Токио вызывает растущая способность КНР препятствовать доступу американских вооруженных сил в прилегающие к Китаю морские пространства. Как отмечают американские и японские эксперты, Китай, по итогам кризиса в Тайваньском проливе 199596 гг., взял курс на ускорение программы строительства подводных лодок и других кораблей, способных помешать дислокации американских авианосцев в зоне Тайваньского пролива.
44 В целом, по оценкам американских военных, КНР обладает необходимыми возможностями для захвата Тайваня. Вопрос лишь в степени урона, который могут понести китайские вооруженные силы при проведении такой операции, а также разрушения инфраструктуры, промышленных объектов, гибели населения на Тайване, что вряд ли отвечает интересам Пекина30.
30. U.S. Office of the Secretary of Defense. Military and security development involving the People’s Republic of China 2020. Annual report to Congress. URL: https://media.defense.gov/2020/Sep/01/2002488689/-1/-1/1/2020-DOD-CHINA-MILITARY-POWER-REPORT-FINAL.PDF (дата обращения: 10.09.2020).
45 Пекин также вынужден принимать во внимание то, что применение военной силы против Тайваня грозило бы КНР значительным политическим ущербом, нанесло серьезный удар по престижу Китая в глазах мирового общественного мнения. К тому же США и Япония стараются не давать Китаю повода для применения силы в отношении Тайваня, предупреждая Тайбэй против каких-либо шагов в сторону провозглашения независимости либо других провоцирующих КНР акций. Воздерживается Токио и от начала практического освоения островов Сэнкаку, к чему его активно подталкивают японские правые силы, в целом сохраняя пока статус-кво в районе указанных островов. Серьезную проблему, затрудняющую осуществление взятого Пекином курса в отношении Тайваня, создает упорное нежелание тайваньского населения сближаться с материком и, тем более, воссоединяться с исторической родиной.
46 Что касается возможных вариантов военной операции КНР в отношении Тайваня, американские эксперты полагают маловероятным широкомасштабное военное вторжение в силу огромных потерь для Китая, а также недостаточного количества китайских амфибийных сил. Скорее это могут быть устрашающая демонстрация военной силы, организация блокады Тайваня в целях принуждения его к капитуляции. Возможно точечное применение многочисленных китайских ракетных сил в отношении ключевых инфраструктурных объектов, командных пунктов, мест расположения средств ПВО, радаров, наиболее важных промышленных предприятий.
47 Со своей стороны Вашингтон на официальном уровне избегает говорить о том, какими были бы собственные шаги США в случае возникновения конфликта в Тайваньском проливе.
48 При оценке вооруженных сил Тайваня отмечается, что они также оснащены современными вооружениями — главным образом за счет закупок в США, но есть и собственное достаточно масштабное производство. Особое внимание уделяется укреплению ВВС и ВМС, сил противоракетной обороны (на вооружении имеется большой парк истребителей «F-16», «Лафайет», патрульных самолетов P-3C «Орион», разведывательных самолетов E-2 «Хокай» и др.). В январе 2010 г. администрация Б. Обамы объявила о продаже Тайваню крупного пакета вооружений на сумму 6,4 млрд долл. (противоракетные комплексы «Пэтриот» (РАС-3), вертолеты UH-60M «Блэк Хок», ракеты «Гарпун», многофункциональные центры управления боевыми операциями, противоминные тральщики класса «Оспри»)31. 21 сентября 2011 г. Вашингтон объявил о предоставлении Тайваню новой партии военной техники на сумму 5,85 млрд долл. на цели модернизации истребителей F-16 A/B32. В апреле 2014 г. Палата представителей Конгресса США приняла резолюцию, согласно которой разрешается продать Тайваню 4 снятых с вооружения фрегата класса «Перри». Тайваньская сторона, однако, ссылаясь на бюджетные затруднения, согласилась закупить лишь два из них. Если сделка состоится, то эти корабли присоединятся к 8 уже имеющимся у Тайваня фрегатам такого типа33. С размещением на Тайване американских противоракетных систем «Пэтриот» (РАС-3) Тайвань становится частью создаваемой Соединенными Штатами в Азиатско-Тихоокеанском регионе системы ПРО. В последнее время, с учетом явного неравенства сил, Тайбэй делает все больший упор на так называемый асимметричный ответ на угрозы со стороны Пекина с использованием мощных торпед, ракет, способных достигать побережья материка, беспилотных летательных аппаратов, морских дронов, кибероружия и др.
31. U.S. Defense Cooperation Agency (DSCA) notification of new arms sales to Taiwan. 29.01.2010. URL: http://www.dsca.mil/sites/default/files/mas/taiwan_09–39_0.pdf (дата обращения: 10.09.2020).

32. Заявление 21 сентября 2011 г. официального представителя МИД КНР Ма Чжаосюя. Сообщение агентства Синьхуа от 22.09.2011.

33. Wall Street Journal, April 15, 2014. URL: http://online.wsj.com/news/articles/SB10001424052702303887804579501254256746972 (дата обращения: 25.08.2020).
49 Тем не менее, как отмечают американские военные, значительное наращивание Китаем в течение последних лет своих вооружений, их оснащение новейшими технологическими достижениями в значительной степени подорвали ранее имевшееся у Тайваня преимущество в отдельных видах военной техники. В ходе состоявшихся в июне 2014 г. в Конгрессе США специальных слушаний о взаимоотношениях между КНР и Тайванем американские эксперты по военным вопросам выражали серьезную озабоченность по поводу создавшейся ситуации, указывали на необходимость существенного увеличения американской военной помощи Тайваню, поставки острову более совершенных вооружений34.
34. Hearing on Evaluating U.S. Policy on Taiwan on the 35th Anniversary of the Taiwan Relations Act, written testimony of Randall Schriver, April 3, 2014; U.S.-China Economic and Security Review Commission, Hearing on Recent Developments in China’s Relations with Taiwan and North Korea, written testimony of Ian Easton, June 5, 2014. Pp. 67–73. URL: http: www.uscc.gov/sites/default/files/transcripts/Hearing Transcript_June5,2014.pdf (дата обращения: 20.08.2020). Stokes, Mark and Hsiao, Russell. Why U.S. Military Needs Taiwan, Diplomat, April 13, 2012. URL: http: // thediplomat.com/2012/04/why-u-s-military-needs-taiwan/1/(дата обращения: 20.08.2020); Minnick, Wendell. US Might Tap into Taiwan Early Warning Radar, Defense News, May 8, 2014. URL: http://www.defensenews.com/article/20140508/DEFREG03/305080026/US-Might-Tap-Into-Taiwan-Early-Warning-Radar (дата обращения: 20.08.2020).
50 В целом, как представляется, складывающаяся в настоящее время ситуация вокруг Тайваня грозит дальнейшими осложнениями в отношениях Пекина с Вашингтоном и Токио. Совершенно очевидно, что предпринимаемые Вашингтоном, Токио и Тайбэем действия направлены на закрепление фактически независимого существования Тайваня в его нынешней форме. То, что находящиеся сейчас у руля на Тайване власти демонстративно отвергли главный постулат Пекина — «одна страна, две системы», разумеется, никак не может устроить КНР. Беспокоят Пекин и явно усилившиеся сепаратистские настроения тайваньского населения, особенно молодежи, тогда как позиции партии Гоминьдан, выступающей за проведение более гибкой линии в отношениях с Китаем, развитие с ним экономических и иных связей, заметно ослабли.
51 Какими будут дальнейшие действия КНР, покажет время. Ясно одно: тайваньская проблема сохраняет и даже усиливает свою остроту, являясь одним из главных раздражителей в китайско-американских отношениях, источником серьезной напряженности в районе Тайваньского пролива.

Библиография

1. Ба Дяньцзюнь. Исследование политики Японии в отношении Тайваня после окончания холодной войны. Пекин: Издательство Цзючжоу, 2010.

2. Закон о противодействии расколу государства. URL: http://news.xinhuanet.com/newscenter/2005–03/14content_2694168.htm (дата обращения: 12.09.2020).

3. Заявление 21 сентября 2011 г. официального представителя МИД КНР Ма Чжаосюя. Синьхуа. 22.09.2011.

4. Хаасс Ричард, Сакс Давид. Двусмысленности США в вопросе Тайваня пора положить конец // Foreign Affairs. 2 сентября, 2020. URL: https://regnum.ru/news/polit/3052096.html (дата обращения: 06.09.2020).

5. Diplomatic Bluebook 2019. Chapter 2. Japan’s Foreign Policy that takes a Panoramic Perspective of the World Map. 1. Asia and Oceania. URL: https://www.mofa/go.jp/fp/pp/page22e_000929.html (дата обращения: 20.08.2020).

6. Diplomatic Bluebook 2020. Chapter 2. Japan’s Foreign Policy that takes a Panoramic Perspective of the World Map. Section 1. Asia and Oceania. URL: https://www.mofa.go.jp/files/100105301.pdf (дата обращения: 21.10.2020).

7. Hearing on Evaluating U.S. Policy on Taiwan on the 35th Anniversary of the Taiwan Relations Act, written testimony of Randall Schriver, April 3, 2014.

8. Inaugural address of ROC 15th- term President Tsai Ing-wen. May 20, 2020. URL: https://english.president.gov.tw/News/6004 (дата обращения: 13.09.2020).

9. Japan Ministry of Defense, 2006. URL: https://www.mod.go.jp/epubl/w_paper/pdf/2006/4–2–1.pdf (дата обращения: 20.09.2020).

10. Minnick, Wendell. US Might Tap into Taiwan Early Warning Radar. Defense News. 08.05.2014. URL: http://www.defensenews.com/article/20140508/DEFREG03/305080026/US-Might-Tap-Into-Taiwan-Early-Warning-Radar (дата обращения: 20.08.2020).

11. Press statement. Michael Pompeo. January 11, 2020. URL: https://www.state.gov/on-taiwans-election/ (дата обращения: 05.09.2020).

12. Result of the Presidential Election in Taiwan (Statement by Foreign Minister Motegi Toshimitsu). January 11, 2020. URL: https://www.mofa.go.jp/press/release/press4e_002752.html (дата обращения: 12.01.2020).

13. Statement by the Minister for Foreign Affairs of Japan on the Presidential election in Taiwan. January 14, 2012. URL: http://www.mofa.go.jp/announce/2012/1/0114_01.html (дата обращения:18.08.2020).

14. Stokes Mark, Hsiao Russell. Why U.S. Military Needs Taiwan. // The Diplomat. 13.04.2012. URL: http: // thediplomat.com/2012/04/why-u-s-military-needs-taiwan/1/(дата обращения: 20.08.2020).

15. Taiwan Allies International Protection and Enhancement Initiative. URL: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/senate-bill/1678/text (дата обращения: 17.10.2020).

16. Taiwan Relations Act. Public Law 96–8 96th Congress. URL: https://www.ait.org.tw/our-relationship/policy-history/key-u-s-foreign-policy-documents-region/taiwan-relations-act/ (дата обращения: 10.09.2020).

17. The Guidelines for Japan-U.S. Defense Cooperation. September, 23 1997. URL: http://www.mofa.go.jp/region/n-america/us/security/guideline2.html (дата обращения: 20.09.2020).

18. Treaty of Peace with Japan. Signed at San Francisco, 8 September 1951. URL: http://www.taiwandocuments.org/sanfrancisco01.htm (дата обращения: 23.09.2020).

19. U.S. Defense Cooperation Agency (DSCA) notification of new arms sales to Taiwan. 29.01.2010. URL: http://www.dsca.mil/sites/default/files/mas/taiwan_09–39_0.pdf (дата обращения: 10.09.2020).

20. U.S. Office of the Secretary of Defense. Military and security development involving the People’s Republic of China 2020. Annual report to Congress. URL: https://media.defense.gov/2020/Sep/01/2002488689/-1/-1/1/2020-DOD-CHINA-MILITARY-POWER-REPORT-FINAL.PDF (дата обращения: 10.09.2020).

21. U.S.-China Economic and Security Review Commission, Hearing on Recent Developments in China’s Relations with Taiwan and North Korea, written testimony of Ian Easton. 05.06.2014. URL: http: www.uscc.gov/sites/default/files/transcripts/Hearing.

22. Under Secretary Keith Krach’s Travel to Taiwan. Press Statement. September 16, 2020. URL: https://state.gov/under-secretary-keith-krachs-travel-to-taiwan/ (дата обращения: 19.09.2020).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести